|
Регистрация | Справка | Пользователи | Календарь | Тотализатор | Поиск | Сообщения за день | Все разделы прочитаны | Награды |
|
|
|
Опции темы | Опции просмотра |
23.06.2012, 14:11 | #1 | |
|
Немецкий идеализм.
Хотелось бы слегка затронуть тему немецкой философии, а точнее родоначальника её классической школы Э.Канта. Не любить Канта нельзя даже потому, что без него не было бы ни Фихте, ни Гегеля, ни Шеллинга, ни Ницше. Да он не был хорошим писателем, и сам признавал, что это дается ему с трудом, да, Кант был сварлив и прагматичен.
Между тем, последователи немецкой школы оказали огромное влияние на развитие России и многих стран Европы. В частности, Кант был соблазнителем их разума. Он давал свободу слова и мысли, которой многим так не хватало. Содержание будет простым: 1.Человеческое сознание имеет активный характер. «Сознание не отражает мир, а создаёт его». Кант в принципе делал резкие границы между разумом и сознанием. 1.Некоторые, на мой взгляд, важные идеи философии Канта. 2.Кант о боге. 3.Кант в современности. 4.Критика Канта Гегелем. Основные идеи. Последствия: - Признание за человеком права на уникальный взгляд на мир. - Не может быть единого взгляда на мир. Но отсюда и вытекает противоречие, далее 2.Трансцендентальное единство апперцепции. Иначе говоря, единство восприятия мира определено общими для всех людей психологическими структурами. Последствия: различных взглядов на неоспоримые факты быть не может. 3.Кант различает «вещь в себе» (предмет как он есть») и «вещь для нас» (то, как мы этот предмет воспринимаем. Следствие: познание движется от первого ко второму. 4.Познание ограничено. Кант о боге. Цитата:
Возвращаясь к диалогу, почему же Воланд хотел отправить Канта на Соловки за какие-то там доказательства? А это было разумно. Кант опроверг 5 теорий существования бога. (Предложив свою шестую, понравившуюся современникам, но очень закритикованную впоследствии). А если он их опроверг, то следует, что бога не существует вовсе. Развивая мысль о том, что в нашем мире на каждое действие найдется противодействие, на каждого уебана свой баннхаммер, то выходит, что из-за отсутствия бога отсутствует и дьявол. Но, чёрт возьми, Вланд же вот он тут и здесь, гутарит с Берлиозом, который скоро останется без головы. Но я остановлюсь на классике. О разрушении онтологического, космогонического и телеологического доказательств. До Канта они были базой верующих. В общих чертах, онтологическое доказательство заключалось в том, что "Бог есть начало, обладающее всеми мыслимыми совершенствами; бытие есть совершенство по сравнению с небытием; следовательно, бог существует". Иными словами утверждалось то, что каждому действию есть объяснение, объяснению есть своё объяснение и так могло бы продолжаться до бесконечности, если бы не было бога. Он объясняет все наши поступки, т.к. он идеал. Кант писал в своих работах, что все операции над понятиями создают лишь формальные взаимоотношения, то есть не прибавляют по сути дела ничего к данному. Таким образом, один логический анализ не в силах доказать существование божества. "Космогоническое доказательство исходит от условности и случайности бытия конечных предметов. Что является причиной существования необходимого верховного существа - бога. «Кант опровергает это схоластическое измышление, указав на то, что при посредстве категории причинности нельзя выходить за границы мира явлений, заключать от вещей конечных к бесконечной причине, от вещей условных к безусловному и при этом еще утверждать, что это безусловное есть реальное существо - бог.» Космологическое доказательство подразумевает наличие высшего ума, при этом оно основано на самом утверждении, что бог есть и точка. С таким же успехом и парадокс могла провозгласить себя админом глада и всего рунета. Унылым показалось Канту и телеологическое доказательство бога. Оно основывалось на всеобщей красоте и совершенстве мира природы, из которых якобы следует необходимость признания высшего разума, т.е. бога. Однако Кант убедительно доказал, что из наблюдений над природой нельзя сделать никаких заключений о некотором мыслящем начале, то есть о боге. Многие явления современной жизни напрямую вытекают из кантовских концепций и теорий. И, в отличие от идей античности, они гармонично вписываются в структуру современного общества. Предлагаю начать с идеи об активном характере человеческого сознания. Согласно Катну, оно не просто отображает мир, а создает его. Каждый человек имеет свой собственный, в каком-то роде уникальный, взгляд на мир. Возможность существования единой, общеобязательной оценки происходящих вокруг нас событий он отрицал. Я думаю, любой наш современник узнает в данном подходе одну из основ современного гражданского общества – всеобщую свободу мнений. Сегодня каждый человек может по-своему характеризовать то или иное общественное явление, опираясь при этом не только на объективные факты и общепринятые правила, но и на свою личную систему оценок, эмоции, переживания. Каждый человек, хоть раз державший в руках учебник по обществознанию, незамедлительно скажет, что речь идет о мировоззрении – категорию, уникальную по своей природе. Именно на ней основывается разнообразие взглядов и мнений, существующих на данном этапе развития общества. Но, тем не менее, Кант признавал, что в восприятии мира должно существовать определенное единство. В вопросах, касающихся естественных дисциплин, описывающих строение мира с физической, химической или биологической точек зрения расхождения невозможны, поскольку это приведет к проблемам формирования аксиом и постулатов в естественных дисциплинах. Главной иллюстрацией в данном случае выступает единая естественнонаучная среда. Человек может иметь свои взгляды на те или иные социальные и политические процессы, может создать свою философскую школу. Но при этом ни один человек не в состоянии иметь уникальные (и при этом соответствующие реальности) взгляды на химическое строение веществ, ровно как и не может существовать двух физических школ. Все люди живут и действуют в рамках единого пространства и времени, следовательно, существование нескольких отличных друг от друга, но в то же время – правильных законов об одном и том же явлении невозможно. Существование единых в своей области научных концепций – обязательное условие развития сфер человеческой деятельности, связанных с познавательными процессами. Кант также писал об ограниченности познавательных возможностей человека. Ни отдельно взятый индивид, ни человечество в целом не имеют возможности составить точное и полное описание всего мира, так как, во-первых, ограничены познавательные возможности, во-вторых, жизнь человека и человечества конечна. Кроме того, по словам Канта, мир не является статичным, кое-что время от времени меняется. Доказательством вышесказанного является непрерывный научно-теоретический и практический прогресс. Область знания человечества постоянно расширяется: во всех областях деятельности общества каждый год совершаются сотни открытий. В последние десятилетия это стало проявляться особенно ярко: в ХХ было совершено больше научных открытий, чем за предыдущие 6-7 сотен лет. Причем, получив ответ на один вопрос, субъекты познания сразу же задавали 10 новых. Так, случайное изобретение Александром Беллом телефона в дальнейшем повлекло за собой создание десятков НИИ и научных групп. Но более удачным примером является изучение космоса – процесс, действительно приближенный к бесконечному. Если вести речь о политических взглядах, следует сказать о том, что Кант разделял идеи французских просветителей: он выступал за уничтожение всех форм зависимости, а основными ценностями, по его мнению были личная свобода и всеобщее равенство перед законом. Именно эти принципы лежат в основе концепции правового государства, все граждане которого, независимо от социального положения и принадлежности к властным структурам обязаны подчиняться одним законам. Ни один из членов такого общества не имеет никаких юридических преимуществ над остальными. Возможность установления диктатуры большинства, деспотизма или официально закрепленного социального неравенства по Канту также была полностью исключена. Кант писал: «Следует различать вещь в себе и вещь для нас». Познание, как и оговаривалось выше, движется от первого ко второму. Иными словами, чтобы сформировать субъективное мнение о предмете (явлении), необходимо сначала ознакомиться его сутью. Причем Кант утверждал, что «одно неотделимо от другого», то есть невозможно выработать личную оценку того или иного факта действительности, не имея о нем каких-либо достоверных знаний, ровно как нельзя ознакомиться с чем-либо, не высказав в дальнейшем (хотя бы мысленно) своего мнения об этом явлении. Логично, что «знакомство» с предметом оценки должно предшествовать его анализу, на результат которого никто не может оказать влияния. Именно на таком принципе построена современная система преподавания таких предметов, как литература, обществознание, история, политология, культурология и пр. Сначала учащимся дают определенный объем материала, объективно описывающий какие-либо события, факты общественной жизни, явления и пр. После этого, они получают возможность высказать свое личное мнение в сочинениях, эссе и прочих работах. Причем современный процесс обучения свободен от идеологического гнета, следовательно, школьники и студенты могут свободно выражать свои мысли, касательно ключевых общественно-исторических процессов и явлений. Многие культурно-философские учения и концепции не прошли проверку временем. Добрая половина из них сохраняла свою актуальность только в рамках одной эпохи. Но это не относится к философии Канта. Большая часть элементов его творчества находит свое отражение в современной действительности. На мой взгляд, причина этого заключается, в первую очередь, в том, что он писал о явлениях, которые всегда будут присутствовать в общественной жизни. Кроме того, Кант не был догматиком, предпочитал «не кидаться в крайности», а всегда опирался только на объективные факты, при создании своих трудов. Еще один важный фактор актуальности его трудов заключается в их идейной независимости: философ при написании своих работ стремился не выполнить чей-либо «заказ», а сформулировать беспристрастные концепции, вложив в них минимум субъективности. Критика Канта Гегелем. Основные идеи: 1.Развитие мира представляет собой путь реализации «абсолютной идеи». Если Кант делал опору на «чистый разум», то Гегель взял иное направление. Идеи правят миром. 2.Развитие не спонтанно, оно носит поступательный характер и проходит через этапы. 3.Первоначально «абсолютная идея» является чистой возможностью и обретает содержание лишь в процессе развитии. 4.Развитие носит диалектический характер. «Тезис, антитезис, синтез». То есть, чтобы получить что-то новое, нужно разрушить что-то старое. На историческом этапе это происходит само собой. Причём синтез всегда лучше тезиса. К примеру можно взять рыночную экономику. Изначально она имеет стабильное состояние, все механизмы этой системы работают нормально. Но дальше идёт антитезис, то есть кризис. Причём выход из кризиса зачастую строится на «пересоздании» существующей экономики, она становится более устойчивой. Это синтез. 5.Развитие подчиняется определенным законам. 6.Развитие «абсолютной идеи» завершается в человеческой истории, в высшем её этапе – государстве. Критика Канта Гегелем выстраивается в его «Философии духа». Он отказывается от единства апперцепции, от общего переходит к случайному, особенному индивиду. Он обращает внимание на повышенный интерес Канта к изучению слабостей человека и «чрезмерное человекознание». Гегель настаивает на том, что обнаружение «твоих слабостей не нужно человечеству так же, как и философии. Его прагматизм скорее склонен к психологии. Гегель возвращает философию на свой путь, её не должны интересовать детали человека. Пол, возраст, вероисповедание, национальность. Ему нужна сама суть человека. Он выстраивает правовое общество. Последний раз редактировалось Хлебная крошкa Енот; 04.02.2014 в 14:33. |
|
8 пользователя(ей) сказали cпасибо: | BadUncle (24.06.2012), CrаzySpeed (23.06.2012), Dark_Stalker (25.06.2012), Enough (23.06.2012), Epsilon (23.06.2012), FireWater (23.06.2012), Neiro12 (23.06.2012), PereDozO (23.06.2012) |
23.06.2012, 14:18 | #2 |
|
Re: Немецкий идеализм.
Немцы, не люблю их философию блять, Кант, Гегель, умом тронуться можно.
А так я может сам темку про Шопенгауера запилю. Ты надеюсь понял про что она будет |
23.06.2012, 17:42 | #3 |
|
Re: Немецкий идеализм.
Единственный минус Канта - это то, что он был неважным писателем, что и сам много раз говорил. Поэтому на восприятие он неочень.
|
23.06.2012, 18:58 | #4 |
|
Re: Немецкий идеализм.
Я про этого канта на философии учил.. задрал он уже меня до глубины души...
__________________
Заебали ЭМО? под спойлер... http://gladpwnz.ru/forum/showpost.ph...4&postcount=69наградку мне |
Пользователь сказал cпасибо: | No1D_o (25.06.2012) |
23.06.2012, 19:17 | #5 |
|
Re: Немецкий идеализм.
|
23.06.2012, 19:44 | #6 |
|
Re: Немецкий идеализм.
__________________
Заебали ЭМО? под спойлер... http://gladpwnz.ru/forum/showpost.ph...4&postcount=69наградку мне |
23.06.2012, 19:50 | #7 |
|
Re: Немецкий идеализм.
блеа столько читать ажжж пиздец как лень!
|
23.06.2012, 19:56 | #8 |
|
Re: Немецкий идеализм.
|
23.06.2012, 19:58 | #9 |
What?!
|
Re: Немецкий идеализм.
Троойд ты ли это?
|
23.06.2012, 20:01 | #10 |
|
Re: Немецкий идеализм.
|
|
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|