10-е место: F1 2010
«Формульные» игры на протяжении долгих одиннадцати лет находились под юрисдикцией Sony. Их отчим домом были исключительно консоли семейства PlayStation, лишь ранние проекты с сияющей эмблемой F1 во лбу соизволили посетить PC. Но эти маленькие исключения не облегчили душевных страданий фанатов «Формулы Один», которым приходилось трагично облизывать губы и надеяться на второе пришествие Христа.
Бог с небес не сошел, увы, но в 2008-м году лицензия на производство игр в серии F1 приятным образом сменила прописку и переехала в британские офисы Codemasters. Сэры, находящиеся на службе у королевы, съели не одну собаку на создании великолепных гоночных проектов – студия в Бирмингеме к тому времени успела себя зарекомендовать в потребительских глазах за счет Colin McRae: Dirt и Race Driver: Grid. Будущее у F1 явно наметилось безоблачное.
Первая обкатка реактивных болидов (вспоминать о F1 2009 не будем, тьфу-тьфу-тьфу) состоялась всего полгода назад, Codemasters победно вскинула руки и отправила F1 2010 на баррикады. Результат превзошел все самые смелые ожидания. «Королевский» вид автогонок впервые за долгие годы стал не просто очередной косточкой для изголодавшихся фанатов, а очень серьезным и претендующим на трон гоночным проектом. С поистине великолепной и динамично меняющейся погодой, реалистично мокрым асфальтом и кучей маленьких спортивных нюансов, знакомых каждому адепту F1.
Итого – два миллиона проданных копий, град из девяток и десяток от прессы, F1 2011 в этом году, десятое место в топе лучших. Успех.
9-е место: Split/Second
Split/Second в какой-то мере не повезло. Она вышла в слишком «людный» для гоночного жанра период – май прошлого года принес миру сразу и Blur, и ModNation Racers, и вот Split/Second. В итоге ни одна из трех игр не получила достаточного внимания со стороны заядлых водителей. Трио очень быстро отошло на второй план. А вскорости народ и вовсе забыл о существовании этих амбициозных проектов. Студия Black Rock, конечно, пыталась поддержать интерес к Split/Second, да только это не сильно помогло – DLC-подпитка иссякла уже через четыре месяца после релиза.
А жаль. Ведь Split/Second – это концентрат истинного удовольствия, которое гонщики могут получить от ураганных и взрывоопасных заездов на виртуальных спорт-карах, как будто утащенных из высокобюджетных голливудских блокбастеров. Даже великолепная Pure порой меркла на фоне Split/Second. Идея с постоянно меняющимся ландшафтом трассы, постоянными «бабахами» и обрушивающимися на проезжающие машины кусками автострады работала на отлично. Времени для ленивых зевков и богатырских потягиваний тут не было, так как в любой момент голубое небо могли заслонить вертолеты с парой бомб, вносящих в вашу идеальную езду немного суматохи и ерзания по трассе.
Split/Second привнесла столь нужное разнообразие и несколько интересных идей в гоночный жанр, а студия Black Rock еще раз доказала свою способность создавать адреналиновые игрушки. Печально, что многие в свое время проморгали этот проект. Но всегда есть шанс восполнить пробелы. Если у вас таковые имеются, то доза Split/Second вам не повредит, уж поверьте.
8-е место: Colin McRae: DiRT
Британский гонщик Колин Макрей, царство ему небесное, и Codemasters очень долго сотрудничали на почве создания игр, целиком и полностью посвященных удалым гонкам по бездорожью. С 1998-го года прилавки почти на регулярной основе атаковали проекты с префиксом Colin McRae. Потом в 2005-м году назрело пришествие нового поколения консолей, Codemasters на время приостановила свой отлаженный конвейер и поручила состряпать новенький движок, который впоследствии станет корпоративным стандартом для всех автомобильных забав от английских пэров.
Через два года упорной работы на пыльной дороге появилась она – Colin McRae: Dirt, мечта поклонников ралли, бешеных скоростей, безумных поворотов и застревающего в глазах песка. Выглядела игра для своего времени просто феноменально. Шторм из спецэффектов, теряющих детали машин, превращающихся в стальную лепешку и пресловутые комья грязи, вырывающейся из-под зверски вертящихся колес, – визуальное пиршество было знатным, гурманы рукоплескали. Воздыхатели раллийных режимов тоже не скучали – «карьерные» гонки и добротный уровень сложности лихо съедали львиную часть рабочего дня любого энтузиаста, попавшего под колеса Colin McRae: Dirt.
За прошедшие четыре года Colin McRae: Dirt успела обзавестись сиквелом, а буквально в мае удостоится третьей части. Уже лишившейся приставки Colin McRae, но сохранившей свое раллийное кредо и доросшей до движкового тюнинга образца EGO 2.0. Dirt 3 определенно не должна подвести свой фан-клуб.
7-е место: Gran Turismo 5
За пять с лишним лет разработки Gran Turismo 5 успела обрасти народными сказаниями, легендами и фантастическими небылицами в духе бульварных россказней о том, что игра появится уже на PlayStation 4, а ее главным героем станет Стиг. Ведь кто бы мог подумать в далеком 2005-м году, когда пятая часть GT только-только показалась на фоне восходящего солнца, что Polyphony Digital потратит на написание своей эпической оды автомобилям целую пятилетку. Многие крутили пальцем у виска и говорили, что PD отправит GT5 в продажу в худшем случае где-нибудь в районе 2008-го года. «Нет, ну правда, не могут же они делать эту игру больше трех лет?» - успокаивали себя оптимисты.
Начало ноября 2010-го года. Sony совершенно неожиданно объявляет об очередной отсрочке и смене даты выхода Gran Turismo 5. Сердца фанатов не выдерживают, многих в срочном порядке доставляют в больницу… Как вдруг через несколько дней прибывает обещанный бальзам, призванный залечить раны, оставленные ожиданием, – дата выхода сместилась только на пару недель, все в порядке.
Когда же GT5 наконец-то добралась до трясущихся ручек автомобилистов, а 40-й уровень карьеры покорился – у многих остались смешанные чувства после игры. Вроде все обещания выполнены. Тысяча машин в гараже, 26 локаций и 71 трек, трасса из программы Top Gear, картинг, состязания WRC, NASCAR и Super GT, мультиплеер на шестнадцать персон. Все тут, Кадзунори Ямаути не обманул игроков. А с другой стороны, стоило ли все это пяти лет ожидания? Кто-то утвердительно кивнет, а кто-то сомнительно покачает головой…
Тем не менее, Gran Turismo 5 продолжает эволюционировать, Polyphony Digital снабжает игру обновлениями и пытается превратить ее в ту самую «единственную и неповторимую», о которой грезил народ. Шесть миллионов игроков, уже проголосовавших за GT5 рублем, – это хорошее, знайте ли, подспорье для того, чтобы уверенно двигаться вперед.
6-е место: Test Drive Unlimited
Test Drive Unlimited – удивительная штука. По сути, единственная в топе, которая предлагает не только участвовать в заездах и соревноваться с зарвавшимися водилами, но и просто проживать свои денечки на гавайском острове. Покупать новую одежду для альтер-эго, жмурящегося во время живописных солнечных закатов, скупать недвижимость и бессовестным образом спускать деньги на прокачку своего любимого авто. Или еще лучше – приобретать какую-нибудь Ferrari 575M Maranello, давить на газ и через 4 с лишним секунды мчаться на скорости 100 километров в час, ловя солнечные блики.
Французы из Eden Games умудрились сделать очень красивый и, что очень важно, бесшовный и полностью открытый мир. Не забыв при этом снабдить его полагающимися по жанру гоночными соревнованиями, а также интересный многопользовательский режим, плавно вплетающийся в одиночные поездки по побережью с обязательным вбиранием в легкие морского воздуха. Продажа недоевших машин, создание клубов по интересам и «мгновенные» гонки, устраиваемые с помощью «подмигивания» фарами, - в TDU все смотрелось и чувствовалось очень органично, на многие промашки Eden Games и вовсе не хотелось обращать внимание.
Будем честны, свеженькая Test Drive Unlimited 2 слишком сильно дала крен в сторону «симсовой» жизни. Порой даже создается впечатление, что о гоночной сущности проекта Eden Games вспомнила в самый последний момент, где-то в перерывах между добавлением казино и новой фурнитуры для дома. Впрочем, сомнительные достижения TDU2 ничуть не преуменьшают заслуги оригинальной игры. Ее народ любит по сей день, а немногочисленные фанаты – носят на руках. А больше хорошей игре ничего и не нужно.
5-е место: Race Driver: GRID
Да, вы не ошиблись. Третий проект в топе от мастеров гоночного жанра и высоких скоростей из Codemasters. К тандему F1 2010 и Colin McRae: Dirt примкнула Race Driver: Grid, что лишний раз показывает плодовитость британской автомобильной кузни, умеющей ежегодно выпускать не просто хорошие, а отличные гоночные проекты.
Race Driver: Grid - не исключение. Ставшая продолжателем славных традиций серии Toca Race Driver, она сумела совместить в себе два очень важных элемента – удовольствие, которое получаешь от свиста в ушах на скорости в 240 километров в час, и доморощенную реалистичность. Ни в коем разе, Grid не претендует на звание породистого автосима, но в то же время не сдается на милость аркадным покатушкам. Она живет где-то между напускной серьезностью и разудалым весельем. Даже уникальная фишка «Flashback», позволяющая вернуться на десять секунд назад и изменить траекторию движения своего автомобиля до того, как он впишется в ограждение, – лишь легкое заигрывание с публикой.
Ведь для серьезных людей тут имеется приличный набор дорогих машин, три региона для участия в разнообразных соревнованиях и знаменитая гонка на выдержку 24 часа Ле-Мана. От Race Driver: Grid получат удовольствие в равной степени как новички, любящие посоревноваться с искусственным интеллектом, так и ветераны гоночного движения, предпочитающие сражаться с реальным противником.
4-е место: Need for Speed: Shift
Отважным любителям крутить виртуальную баранку из Slightly Mad Studios с самого начала предстояла тяжелая работенка. Подвыпившая серия Need for Speed валялась в канаве примерно с 2006-го года, когда на витринах розничных сетей появилась Need for Speed: Carbon. Дальше состояние NFS только ухудшалось – в 2007-м году до магазинов докатилась невыразительная Need for Speed: ProStreet, а еще через 365 дней по репутации великой гоночной серии был нанесен сокрушительный удар. В нокаут ее отправила Need for Speed: Undercover, которая совсем позабыла о светлых временах NFS.
У Need for Speed: Shift на удивление получилось вернуть в сознание давно опьяневшую от собственного успеха серию. Slightly Mad Studios выбрала довольно интересный подход – она не стала лепить очередной трехкопеечный сюжет про копов под прикрытием, а сосредоточилась на создании солидной игры, которой по силам было бы соперничать с автосимами вроде Gran Turismo и Forza Motorsport. Правдоподобная физическая модель, более «приземленное» использование нитро-соединений, 60 машин с обязательным кокпитом и 19 треков, вылепленных на основе реально существующих трасс…
Набор приличный. Его с головой хватило для того, чтобы вытянуть NFS из трясины. А вот чтобы замахнуться на подиум и первое место – на это силенок у Shift не нашлось. Но ничего страшного. Всегда есть второй шанс. Shift он представился буквально на этой неделе. В продажу отправилась Shift 2: Unleashed – игра, которая еще больше пытается дистанцироваться от аркадного прошлого NFS и приблизиться к величию GT. 140+ тачек, 35+ треков и еще больше реализма – все составляющие успеха при ней.
3-е место: FlatOut 2
Симулятор умышленных аварий, каскадерских трюков и безумия на дороге – так лучше всего охарактеризовать FlatOut 2. Там, где многие игры из топа пытаются быть максимально серьезными, FlatOut 2 выезжает на своем легком, аркадном и чертовски разрушительном подходе ко всему. На каждом повороте здесь нужно не элегантно обходить противников, а таранить – да пожестче, чтобы с выбитыми зубами и переломанными ключицами. А каждого обошедшего вас оппонента – обязательно нагонять и сталкивать в близлежащий кювет.
Финны из Bugbear Entertainment и не пытались разбавить игру хоть каплей реализма – даже физическая модель тут используется не по прямому назначению. Движку FlatOut чаще приходится обсчитывать параметры вылетающего из окна машины водительского тела, отправленного в сторону огромных кеглей, нежели кряхтеть над определением того, когда и куда слетит капот покореженного автомобиля. Все для развлечения народных масс. FlatOut 2 фактически состоит из одних зрелищ, чистого фана, получаемого от беззубого трюкачества.
И пусть FlatOut 2 вряд ли сможет померяться силушкой с более серьезными и крупными товарищами, пользующимися силой бренда, – сейчас она занимает третье место. Пользователи PlayGround.ru отдают ей отлитый из бронзы помятый бампер. Награда нашла своего героя в Финляндии, родном доме студии Bugbear Entertainment.
2-е место: Burnout Paradise
Burnout Paradise, вне всяких сомнений, открыла новую страницу в истории франчайза Burnout. Мастаки из Criterion Games не захотели делать «стандартный сиквел», где всего становится больше, но центральные элементы игры практически не меняются, а перелопатили всю концепцию ранних Burnout-проектов. В конечном счете, они только выиграли за счет того, что не пошли на поводу у низменного желания заработать побольше денег, приложив при этом как можно меньше усилий.
Burnout Paradise с порога начинала удивлять заядлых лихачей – в меру большой открытый мир сменил груду трасс и разрозненных состязаний, разбросанных по трем континентам. Трюкачество претерпело несколько важных изменений, было сдобрено новой моделью повреждений, с которой машины превращались в груду дымящегося метал
ома куда как веселее. Потрясающая графика, цикл смены дня и ночи и удачно вплетенный во все этого гоночное «царствие небесное» мультиплеер, начисто лишенный путешествий по миллиону менюшек, - все элементы мозаики сложились в одну целостную и великолепную игру.
Criterion Games можно сердечно поздравить с серебряной наградой, а EA – с тем, что у нее под боком находится одна из лучших студий, которая прекрасно знает, что нужно фанатам гонок. Приз за второе место укатывает в британские офисы Criterion Games.
1-е место: Need for Speed: Most Wanted
На подиуме сплошь доминируют проекты издательского дома Electronic Arts. Махните местами FlatOut 2 и Need for Speed: Shift, и вообще получится, что вся призовая тройка оккупирована играми от «Электроников».
Что сказать, EA на самом деле отлично себя чувствует в этом жанре, а серии NFS и Burnout давно стали синонимами породистых представителей гоночного небосклона. Пусть и в бочках меда всегда найдется обильная порция дегтя – в общем и целом оба франчайза хорошо себя зарекомендовали, и у каждого есть приличная армия фанатов.
Отдали победу Need for Speed, а именно Most Wanted – можно сказать, последнему хорошему проекту в серии перед затяжной бурей, длившейся на протяжении трех лет и закончившейся лишь после выпуска Shift. Без вопросов, честно и заслуженно.
Открытый городок Рокпорт-Сити, любимейшие соревнования на разгон по прямой и заносы на поворотах, полицейские погони, все еще присутствующая в игре кастомизация автомобилей и аркадность всего происходящего – Most Wanted впитала в себя все самое лучшее, что было в Need for Speed. Не спорим, кое-где зияли большие пустоты, местами искусственный интеллект непроходимо тормозил, а сюжет ввергал в уныние, но на фоне достоинств эти недостатки меркли. Многие люди провели с Most Wanted в обнимку не один месяц, занимаясь прокачкой своей машины и оттачиванием водительских навыков. А это большая редкость в наше время, когда глаза разбегаются при виде той массы проектов, которые выйдут в ближайшие несколько месяцев.